Sunday 10 May 2020

Скетчи про Минск. Лестницы и ступеньки.


Дьявол в деталях. Если бы меня спросили, что я больше всего не люблю в Минске, я бы назвал ступеньки в парке перед Театром оперы и балета (для всех скучных людей: нет, это не самая ужасная вещь в Минске). Они ведут вниз, в левый угол парка, если стоять спиной ко входу в театр. Их не так много. Они выложены тоскливой белорусской плиткой. И они вызывают у меня приступ ненависти к миру. Думаю, любой, кто хоть раз поднимался по ним в сторону театра или спускался вниз, к дороге, понимает меня. Если нет, то дело вот в чем: шаг любого взрослого человека, чей рост меньше трех метров, должен дважды оказаться на одной ступеньке. Таким образом, если ты начинаешь свой спуск с левой ноги, то на каждую новую ступеньку ты сначала будешь ставить именно левую ногу. Эффект от спуска такой, что в лучшем случае ты почувствуешь себя идиотом, а в худшем - хромым идиотом. И нет, я не придираюсь. Я просто бываю там слишком часто. 

Ну а вообще я люблю городские ступеньки, и мне так сильно не хватает их в этом городе. Мне кажется, на ступеньках и лестницах с нами происходят самые интересные вещи (у Александра Житинского есть незабываемая повесть "Лестница"). Город обретает интригу, а в голову приходят хорошие мысли. Мне не хватает чего-то наподобие 237 ступеней, ведущих к базилике Сакре-Кер (я закрываю глаза на толпы африканцев, продающих зонтики и брелки Эйфелевой башни), или знаменитой Испанской лестницы (я стараюсь не замечать пакистанцев с холодной водой и красными розами с острыми шипами). А еще высоких ступенек, ведущих к какому-нибудь британскому музею, где ко мне подсаживается мужчина средних лет с безумными глазами и начинает рассказывать о том, со сколькими женщинами он переспал. Там столько жизни, на этих лестницах и ступеньках мира, что остается только смотреть и слушать. Помню, как в Одессе я несколько раз прошел Потемкинскую лестницу, неустанно проигрывая в голове знаменитую сцену с коляской из фильма Эйзенштейна. 

Но говоря об интересных лестницах Минска, я могу вспомнить лишь несколько. Любимые среди них - это ступеньки на Музыкальном переулке, которые, правда, немного обесценились от изменений внизу этого самого переулка; лестница, ведущая к костелу Св. Роха, которая неизменно сбивает мое дыхание предчувствием прекрасного вида; и, конечно, ступеньки на Немиге, по обеим сторонам проспекта, ведущие к площади Свободы и улице Революционной. Эти последние ступеньки, те, что ведут к Галерее Савицкого, я любил еще в детстве - и был ужасно расстроен, когда любимое дерево спилили, и под ним оказались скамейки с шумными компаниями пьяных людей, которые лишали все это прежней интриги. А еще ступеньки Академии музыки неподалеку, где три или четыре года назад я дожидался друга, и мне в голову пришла идея того, как изменить мир. Ну или что-то вроде этого.