Friday, 18 March 2016

Черно-белый Кларк Гейбл


Все города мира делятся на две категории: те, в которых возможна Турангалила Оливье Мессиана, и те, в которых она невозможна.

Это очень просто. Она возможна в Токио и в Нью-Йорке (где недавно игралась в Линкольн-центре), в Праге и в Сиднее. Но никак нельзя представить ее на крупной сцене Гаваны или Минска. И дело не в том, что нет такой сцены, которая бы ее выдержала. И даже не в том, что нет таких людей, которые способны были бы оценить и не выбежать из зала в середине первой части. С негодованием хватаясь то за голову, то за Библию, то за сердце.

Есть и другие вещи. Есть Гольдберг-вариации Баха, сыгранные канадским пианистом. Есть Филип Гласс. Есть, в конце концов, Пятая симфония Малера. Есть все, что угодно. Но что было в двадцатом веке безумнее и грандиознее провокационного максимализма одного французского композитора? Да к тому же орнитолога?

Просто невозможно себе представить. Нет такого воображения. И нет в городе такого духа, который впустил бы ее на свою главную сцену. Это тот самый дух, который позволил бы вывесить триптих Босха на главной площади и ничего при этом на нем не прикрыть (как это делается теперь в Москве). Вслух зачитать рассказы Хармса на самой людной улице.

Минск - это просто не тот город, где этому духу найдется место. Здесь не сыграют мессианскую симфонию в ближайшие двадцать лет... И все-таки даже здесь есть места, где она возможна. Турангалила. В этих местах не жаль денег. Здесь хочется быть. Ради этих мест город должен существовать, чтобы однажды этот свободный дух просочился наконец на тротуар или на мостовую. 

Но это однажды. А пока, сейчас, я вижу лишь сигаретный дым и черно-белые кадры забытого голливудского фильма. Кажется, это Кларк Гейбл. Кажется, 50-е еще даже не начались.