В современном польском джазе много имен. Сложных и простых. Удачных и неудачных. И все же два имени выделяются на фоне остальных: Niechęć и EABS. Первые из Варшавы, вторые из Вроцлава. И те и другие записали три студийных альбома (на момент написания этого текста). И те и другие выпускают новые альбомы в этом году. Первые нашли себя. Вторые построили карьеру на поиске. Выступление первых я упустил. Упустить выступление вторых я не имел права.
Клуб Jassmine в центре Варшавы. Возможно, главный джаз-клуб Польши. Местный Birdland. Узкая темная улица немного в стороне от шумных проспектов, дорогие машины и стильный вход в черных тонах. Все это напоминает знаменитый клуб в сердце Манхэттена - однако в тот летний вечер в Нью-Йорке не было света, поэтому сравнение обманчиво. Лифт, приветствие, столик справа от сцены. Дым и распроданный зал. Играет A Love Supreme Колтрейна, а в баре объясняют, что вместо Old Fashioned они подают Old Orleans. "Old Orleans?" спрашиваю я, и молодая полька на прекрасном английском рассказывает, не без гордости, что это Old Fashioned "с нервом". With an edge. Я хочу сказать "нет", но я говорю "да".
В зале, за столиками, нет случайных людей. Все пьют коктейли и разговаривают, однако стоит EABS начать играть - и все изменится. Никто не отвернется от сцены. Все это станет приятным контрастом c улицей Рубинштейна, где играла потрясающая питерская группа, и почти никто не обращал внимания на музыку. Все были в телефонах, шумных разговорах и вине. Так, что на исходе вечера пианист не выдержал и высказал все, что о них думает. (Однажды в Москве так поступил и Ник Кейв, уставший от хамства аудитории, которой все должны.)
Трудно представить карьеру лучше той, что задумали EABS. Первый альбом - любовное послание Кшиштофу Комеде. Второй альбом - авангардный джаз со славянским подтекстом. Третий альбом - восхищение музыкой Сан Ра. И все это в экспериментальном ключе, все это с уважением к традициям. В новом альбоме, например, не только бесстрашный ритм Badbadnotgood, но и саксофон Яна "Пташина" Врублевского. Именно свой новый альбом, четвертый в дискографии, EABS представили в клубе Jassmine 18 мая.
Все в их стиле казалось органичным и непринужденным. Белые майки, напоминавшие балахоны. Колоритные волосы контрабасиста. Хип-хоп семплы. Это джаз, который не боится времени - ни прошлого, ни настоящего. Они играли больше двух часов, и первые впечатления, а также название нового альбома (2061 - отсылка к научной фантастике Артура Кларка) говорят о еще более глубоком погружении в космический джаз Сан Ра. Космический джаз идет им, однако последняя вещь, "A Farewell To Mother Earth", была понятна каждому, кто любит классический джаз. Что совсем неудивительно - Матисс умел писать красивейшие натюрморты, а пианист Марек Пендзивятр (лидер группы, он же Latarnik) записал один из самых красивых альбомов этого года. Marianna, посвящение бабушке музыканта. Из новых вещей наибольшее впечатление произвела "The Mystery of Monolith", однако я счастлив был услышать и "The Lady with the Golden Stockings" с прошлого альбома группы - сыгранную в самом конце, в качестве послесловия.
В какой-то момент вечера я заглянул в меню и разгадал тайну коктейля под названием Old Orleans. Кленовый сироп! Ну конечно. Нерва, правда, он не добавил. Весь нерв ушел в джаз, в саксофон и белые балахоны. Однако Old Fashioned у них получился отменный.